Как получить британскую стипендию Чивнинг
British Chevening Аward считается одной из самых престижных стипендиальных программ. Многих молодых и амбициозных людей интересует возможность продолжить образование в Великобритании и тем самым значительно повысить свои конкурентные позиции на рынке труда. Какими качествами необходимо обладать, чтобы победить в конкурсе? Какой должна быть технология участия в конкурсном отборе для того, чтобы ваши шансы на успех стали максимальными? На эти и многие другие вопросы отвечает победитель Chevening Award’03 Алексей Селиванов.
Действительно, участие в конкурсе на получение стипендии Чивнинг - процесс, требующий определенных временных и интеллектуальных затрат. Наверное, целесообразно адекватно определить свои стартовые возможности и реальные перспективы на победу. Я попытался как-то резюмировать собственный (достаточно позитивный) опыт участия в стипендиальной программе Чивнинг и нарисовать портрет идеального претендента. Предлагаю вашему вниманию некоторые мысли и практические рекомендации для тех, кто подумывает о том, чтобы сразиться за эту стипендию в будущем. Хочу сразу оговориться, что большая часть рассуждений и практических советов будет, с моей точки зрения, полезна молодым управленцам (жаждущим получить MBA) или же тем, кто собирается изучать бизнес-дисциплины. Тем не менее некоторые «идеологические» аспекты могут дать почву для размышления и претендентам по другим направлениям.
Идеологический посыл
Перед тем как определиться с оперативными мероприятиями всегда полезно выработать некие стратегические установки. В нашем случае, я в этом абсолютно уверен, нужно исходить из того, что в условиях жесточайшей конкуренции стипендия достанется тому, кто соответствует ряду объективных и субъективных требований. Думаю, что на Chevening Award нужно смотреть как на своеобразные инвестиции, которые британское правительство готово вложить в вас. Соответственно, чтобы получить инвестиции, нужно убедить инвестора в экономической эффективности проекта. В нашем случае бизнес-проект - это ваша карьера, которая на определенном этапе может оказаться полезной для развития экономических, политических или культурных связей нашей страны с Великобританией, способствовать развитию у нас ключевых институтов демократического общества. Буквально каждую букву в ваших документах и каждое слово во время интервью нужно подчинить этой простой логике.
Вы как личность, безусловно, интересны членам отборочного комитета, однако не надо зацикливаться на своей персоне. Помните: вы бизнес-проект. Хороший бизнес-проект - это тот бизнес-проект, который демонстрирует, во-первых, высокие показатели окупаемости (это значит, что срок от получения вами стипендии до момента, когда вы достигните декларируемых вами целей, разумный), во-вторых, высокие показатели прибыльности (это значит, что «доход» от вас в обозримом будущем позволит с лихвой вернуть осуществленные инвестиции), ну и, наконец, будет иметь место так называемый социальный эффект (после получения первоклассного британского образования вы сможете сделать для окружающих что-то полезное, внести свой вклад в интеграцию своей страны в мировое экономическое сообщество). Экономисты, надеюсь, оценят мои междисциплинарные аналогии, а те, кто ничего не понял, могут спокойно читать дальше в ожидании практических рекомендаций.
Офис Британского Совета
Если вы живете в городе, где открыты офисы Британского Совета, вам уже повезло. Вся необходимая информация, формы анкет, дополнительная литература будут к вашим услугам. Как известно, British Chevening Award администрируется Британским Советом, поэтому более квалифицированной информационной поддержки и просто доброго совета в отношении нюансов участия в конкурсе вы не найдете нигде. Постарайтесь, чтобы у вас сложились конструктивные рабочие отношения с региональными сотрудниками Британского Совета. Это действительно вам очень поможет.
Великая цель
И вновь обстоятельства вынуждают нас повернуться к идеологическим моментам вашего участия. Давайте зададимся вопросом: а зачем, собственно, вам стипендия? Ответ вроде «она мне нужна потому, что своих денег на такое образование не хватает...» - это не ответ. Вообще, следует изначально оставить в стороне пораженческие настроения - они не красят кандидата. Вариант ответа «у нас в стране так качественно меня этому не научат...» уже лучше, но тоже не ответ. Что же делать? Выход прост - нужна великая цель. Причем по-настоящему великая, благородная цель, в достижение которой вы верите и которая способна принести благо не только вам лично (продвижение по карьерной лестнице и более высокая заработная плата), но и обществу, всей вашей стране. Как только вы сформулируете эту цель, помните, что с этого момента все ваши слова и намерения должны формулироваться в фарватере этой цели. Никакие противоречия недопустимы (если противоречия в ваших словах умножить на естественные «искривления» при трансформации текста с русского на английский, неизвестно, поймут ли вас те, кто будет оценивать ваши старания).
В моем случае с великой целью все было очень просто. Я профессиональный управленец, который уже достиг определенных достижений в своей карьере. Моя мечта - работать в топ-менеджменте крупной транснациональной компании, а это невозможно без понимания самых современных технологий управления. То есть мне нужна не сама степень MBA, а те знания и навыки, которые возможно получить, прослушав этот курс. Я вижу, что дефицит управленческих знаний не позволяет многим нашим предприятиям работать эффективно. Кроме того, приход значительного числа ТНК означает создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест, адаптацию к местным условиям успешных технологий производства и управления, в конце концов, более тесную интеграцию нашей страны в систему мировой экономики... Именно так я сам для себя сформулировал цель своего участия в программе Chevening - цель, в которую я искренне верю. Кстати, по-моему, не стоит придумывать цель специально для отборочного комитета. Возьмите за основу то, что вам действительно близко и с чем вы согласны, - так вам будет гораздо легче. Упаси вас Бог от плагиата или, еще хуже, от переписывания слово в слово - думаю, члены отборочного комитета этого не оценят. Однако любой пример - лучше отсутствия примеров. Может быть, мой опыт подскажет вам, как лучше сформулировать свою собственную великую цель.
Анкета
Анкета - это то, на чем спотыкается процентов 30-40 всех участников. Думайте, что вы пишите, и критически анализируйте каждое слово, имея в виду динамику вашего развития как личности и как профессионала. Самое главное - у вас должен наблюдаться карьерный рост. Если его нет - чего ради он появится у вас после получения британского образования? Тогда возникнут большие вопросы о целесообразности инвестирования в вас средств, если до сего момента вы сами не оказались в состоянии чего-либо добиться.
Если похвастаться есть чем, то делать это также надо с умом. Постарайтесь выстроить логичную и правдоподобную картину вашего карьерного и личного развития. Тем, кто только-только закончил вуз и не имеет еще опыта работы, по-моему, вообще лучше не дергаться. Опять личный пример. В ходе интервью я понял, что только чудом не вылетел из списка потенциальных претендентов, так как в анкете имели место, так скажем, противоречия. Я в одно и то же время и работал, и учился в очной аспирантуре, и делал что-то там еще. Если не хотите с ходу попасть в категорию unfocused или overqualified - думайте, что пишите, думайте, как это могут истолковать. Повторяю: все должно быть реалистично, логично и закономерно. Ну и, само собой разумеется, все должно быть правдой!
Университет
Хорошим тоном для претендентов на Chevening считается самостоятельность и инициатива. Никто никогда не скажет вам, что это обязательное условие, но неофициально все ждут от вас самостоятельности в поиске подходящего вам университета/бизнес-школы. Другими словами, для отборочного комитета есть колоссальная разница между претендентом, который «чего-то где-то хочет изучать», и претендентом, который самостоятельно подал документы в британский вуз, вступил в переписку и (самый идеальный вариант) поступил в британский университет. Такой претендент значительно желательней, более того - он уже начинает походить на возможного победителя конкурса.
Эссе
Отнеситесь к написанию эссе как к самой важной части вашего участия в конкурсе. По логике, на свои анкетные данные вы не в состоянии влиять: где работали, где учились - уже никак не изменишь... Но эссе - это реальная возможность раскрыться, показать свои сильные стороны. Говорят, что претенденты на поступление в Оксфорд или Кембридж пишут свои эссе (размером в пару страничек) по 5-6 месяцев... Скорее, не пишут, а оттачивают содержание. У вас должен получиться если не шедевр краткого изложения мысли в стиле А. П. Чехова, то нечто похожее... Да, обязательно покажите свои литературные старания (готовое эссе) носителям языка. На худой конец - американцам. Они хотя бы укажут вам на те предложения или абзацы, смысл которых им не понятен.
Помните, эссе - это ваш шанс произвести впечатление молодого, талантливого, амбициозного и образованного человека, человека который точно знает, чего он хочет. Вас должны заметить и запомнить!
Рекомендации
Рекомендации - это также важнейшая часть вашего успеха. Солидные рекомендации привлекут к вам внимание как к интересному кандидату на этапе «документального конкурса». Они, если хотите, выделят вас из общей массы участников и создадут вам дополнительные конкурентные преимущества. Посоветовать что-либо в отношении рекомендаций трудно. Давайте вновь используем наш излюбленный прием и посмотрим на проблему с точки зрения отборочного комитета.
Одна из рекомендаций должна быть от представителя научного сообщества, вторая - от представителя бизнес-сообщества. Желательно, чтобы имена были громкие, хотя это не must-have requirement. Позаботьтесь о том, чтобы текст letter of recommendation хорошо читался на английском. Как это сделать - думайте сами... В целом же должны дорисоваться к вашему и без того привлекательному портрету последние штрихи. Что-то, что вы сами постеснялись о себе сказать, какие-то хвалебные фразы в превосходных тонах и т.д.
Собеседование
Если вы доживете до собеседования, то вы уже что-то из себя представляете. Однако впереди самое главное - личное впечатление членов отборочного комитета. Существует такая точка зрения, что все люди делятся на две большие группы: первая группа - люди, которые пишут гораздо лучше, чем говорят; вторая группа - люди, которые говорят гораздо лучше, чем пишут. Если вы относитесь к какой-то из этих двух групп - вам не суждено стать победителем Chevening. Победитель Chevening одинаково отлично излагает свои мысли на бумаге и в ходе межличностного общения (причем на английском языке). Он (она) - прекрасный коммуникатор.
Итак, ваша задача на этапе интервью - в ходе беседы подтвердить то, что вы изложили на бумаге, и ответить на вопросы членов отборочного комитета. Причем вопросы могут быть двух типов. Первый - общепознавательные, и второй тип - вопросы-уточнения по вашим документам (эссе и анкета).
К вопросам второго типа по возможности нужно готовиться. И хоть мы с вами договорились, что вы будете избегать в своих бумагах явных противоречий, тем не менее они там, скорее всего, есть. Тогда задача становится предельно простой - максимально блокировать все противоречия, сразу их разъяснить и развеять, свалив все на missunderstanding. Не дай вам Бог начать на интервью плести что-то совсем новое, о чем вы даже не заикнулись в эссе или анкете. Это будет fatal error.
Самое важное, что нужно уяснить о собеседовании (и это, поверьте, не пустой звук), - не надо его бояться! Более дружелюбную, корректную и располагающую атмосферу трудно себе представить. Причем это не только мое впечатление - так говорят буквально все, кто прошел интервью. Не думайте о формате мероприятия - поверьте, вы будете чувствовать себя очень комфортно. Лучше задумайтесь над содержанием, над теми вопросами, которые могут возникнуть после обработки ваших бумаг.
Эффект присутстви
От момента отсылки документов до принятия того или иного решения по кандидатам Chevening проходят порой 6-7 месяцев. Это большой срок. В отношении вас заводят отдельную папку и по мере поступления от вас какой-либо информации эту папку пополняют. Мой личный совет - создайте эффект присутствия. Периодически присылайте в отборочный комитет копии вашей переписки с университетом.
Институциональные факторы
Всегда есть ряд субъективных факторов, которые влияют на процесс отбора, хотя об этом никто никогда не говорит. В экономике такие факторы называются институциональными. В нашем случае таким фактором, с моей точки зрения, является общественная деятельность. Напишите о ней в анкете, вскользь упомяните в эссе, хуже уж точно не будет. Единственное, что важно, это чтобы все шло в рамках единой логики развития вашей карьеры.
Если вам по работе придет какое-то благодарственное письмо от британской компании, обязательно отошлите. По-моему, не стоит излишне отвлекать сотрудников местного офиса вопросами типа «есть ли в отношении меня какие-то новости?». Они сами до последнего момента ничего не будут знать. Гораздо лучше периодически напоминать о себе новой (работающей на вас) информацией.
Заключение
Приоритеты из года в год могут меняться. Не воспринимайте данные мною рекомендации как догму. Следите за изменениями «моды». Со временем «модным» может стать софинансирование или что-то еще. Держите контакт с сотрудниками Британского Cовета, просматривайте информацию на учебных сайтах - там всегда есть что-то полезное и просто интересное.
По оценкам посольства Соединенного Королевства, в 2003 году на победу в программе Chevening претендовали сотни наших соотечественников. Ваши потенциальные соперники - не просто хорошо одетые и умные ребята, свободно говорящие по-английски. В большинстве своем это молодые успешные топ-менеджеры самых крупных и влиятельных компаний - «дерзкие карьеристы».
Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Если хотите, составьте в отношении себя так называемый SWOT-анализ, чтобы понять, в каких областях вы на уровне, а где над собой нужно поработать. И помните, что везение - это постоянная готовность реализовать предоставляющийся вам шанс. И пусть вам тоже повезет!
Алексей СЕЛИВАНОВ.
Информация предоставлена ЦМК «Парта» / Газета.Ru.